Подготовьте сообщение (презентацию) о развитии в 1945-1953 гг. одного из видов искусства (архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, художественная литература). Постарайтесь осветить не только создание новых памятников культуры, но и воздействие на данный вид искусства партийного управления и идеологии.
Литература по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. Новым после войны было появление целой серии постановлений и беспрецедентное прямое вмешательство высшего партийного руководства в дела литературы и искусства. Это явилось неожиданностью как для большинства художественной интеллигенции, так и читательской и зрительской аудитории. Но поход против "инакомыслящих" готовился партийным руководством задолго до его начала.
Закручивание гаек началось с 1943 г. после короткого периода ослабления идеологического контроля в первые годы войны. Тогда разгромной критике была подвергнута повесть М.Зощенко "Перед восходом солнца" (первая часть опубликована в "Октябре" 1943, № 6-7, 8-9). В число "вредных" попали киноповести А.Довженко "Победа" и "Украина в огне", публикация которых была запрещена. Сотни книг, подготовленных к печати, запрещались как "политически недоброкачественные". Многие писатели высказывали недовольство строгостью цензуры и методами руководства литературой и искусством. Органы госбезопасности, осведомленные по донесениям агентов с настроениями в писательской среде, квалифицировали их как антисоветские. После окончания войны о положении дел в стране и в литературе стали говорить на писательских собраниях. В интеллигентской среде крепло ожидание перемен. Практически все были уверенны, что возврат к старому курсу идеологических погромов невозможен.
Ответом на эти настроения стали постановления ЦК ВКП(б) 1946 г.: "О журналах Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" и "О кинофильме "Большая жизнь". В 1948 г. за ними последовало постановление "Об опере "Великая дружба" В.Мурадели". В этих постановлениях писатели, журналисты, композиторы, деятели кино и театра обвинялись в аполитичности и безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. Персонально были названы А.А.Ахматова, М.М.Зощенко, В.И.Мурадели, Д.Д.Шостакович, С.М.Эйзенштейн и др. ЦК партии призывал деятелей литературы и искусства создавать высокоидейные художественные произведения, отражающие трудовые свершения советского народа. На практике эти постановления означали усиление жесткой регламентации в литературе и искусстве. "Сочинять, ставить, играть - все равно, что гулять по заминированному полю, - вспоминал об этом времени театральный критик К.Рудницкий, - шаг вправо - взрыв и гибель, шаг влево - взрыв и гибель"2.
В этих условиях широкая дорога открывалась лакировочным бесконфликтным произведениям, таким как романы С. Бабаевского "Кавалер Золотой Звезды" и "Свет над землей", Е.Мальцева "От всего сердца", фильм И.Пырьева "Кубанские казаки". Характерно, что все они посвящены послевоенной деревне.
Мощный импульс творчеству дала победа в войне. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. Одним из первых попытался сказать правду о прошедшей войне В. Некрасов в повести "В окопах Сталинграда". Классикой тех лет считался роман А.Фадеева "Молодая гвардия". Но тема войны была объявлена исчерпанной, она отвлекала читателя от актуальных задач дня, наводила тяжелые воспоминания. "Нам нужна праздничная литература, поднимающая человека над мелочами и случайностями", - требовала официальная критика. Лучшие произведения тех лет "Русский лес" Л.Леонова, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К.Федина, "Времена года" В.Пановой, "Открытая книга" В.Каверина отражают общее состояние литературного процесса, в котором отсутствовал новаторский поиск, довлела идеологическая схема, не было жанрового и стилистического многообразия.
Многие талантливые писатели были преданы осуждению и забвению. Б.Пастернак ушел в переводы, молчали А.Ахматова, М.Зощенко. Произведения, которые выходили за рамки узкопонимаемого реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателя. Из одного произведения в другое кочевали расхожие сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Подобная литература отражала уровень понимания общественных проблем того времени. Вина за недостатки возлагалась на зазнавшегося директора или председателя колхоза. Выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого.
Решебник
"Историко-культурный стандарт - Учебник" по предмету История за 10 класс.
Aвторы:
Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н.
Задание
Подготовьте сообщение (презентацию) о развитии в 1945-1953 гг. одного из видов искусства (архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, художественная литература). Постарайтесь осветить не только создание новых памятников культуры, но и воздействие на данный вид искусства партийного управления и идеологии.