1. В чём проявлялась противоречивость развития литературы и искусства в позднесоветское время? Можно ли говорить о существовании различных "советских культур"? Своё мнение обоснуйте.
Ответ взят из текста параграфа.
Альтернативная культура являлась важным компонентом позднесоветской культуры. Её изучение позволяет рассмотреть культурный процесс в СССР во всей его целостностии противоречивости, во всём многообразии, в контексте самых различных сторон социокультурной жизни. Актуальным представляется выявление соотношения понятий "официальная культура" и "альтернативная культура", их границ, взаимодействия и взаимопроникновения. В узком смысле альтернативная культура - это конкретно-исторический феномен, сублимирующий не только контркультурные, но и антикультурные интенции молодёжных субкультур. Применительно к позднесоветскому периоду, альтернативная (неофициальная, "вторая", "параллельная", "другая") культура представляется важным компонентом сложной, структурированной советской культуры. Несмотря на оппозиционность альтернативной культуры официальной, для них характерно взаимодействие и взаимопроникновение.
В изобразительном искусстве официальное направление было представлено творчеством Д. А. Налбандяна (портреты Л. И. Брежнева), С. Н. Присекина ("Парад Победы") и др. Их картины стали примером советского неоклассицизма. В рамках
Художественная жизнь "развитого социализма" была достаточно разнообразной. В ней можно выделить ряд направлений.
Во-первых, официоз, т. е. произведения деятелей культуры, непосредственно обслуживающих власть. В частности, получила распространение так называемая "секретарская литература". Это были произведения, написанные всевозможными функционерами Союза советских писателей и ею региональных отделе ний. Главными героями этих произведений часто становились партийные руководители и советские чиновники.
такого же (парадного) социалистического реализма работали художники и скульпторы, изображающие доярок, сталеваров, представителей советской элиты.
Второе направление было представлено творчеством писателей и художников, которые подчас подвергались цензуре, критиковались властью, но были ею терпимы, и чьи произведения доходили до массового читателя и зрителя. К нему можно отнести "деревенскую прозу" Ф. А. Абрамова, В. И. Белова; выдающегося писателя, кинорежиссёра, актёра, сценариста В. М. Шукшина. О нравственных недугах общества шла речь в повестях В. Г. Распутина ("Пожар*), В. П. Астафьева ("Печальный детектив"), в романах Ч. Т. Айтматова "Буранный полустанок", "Белый пароход". Лидерами "городской прозы" в советской литературе были В. П. Аксёнов, С. Д. Довлатов, Ю. В. Трифонов.
Большую популярность приобрела "лейтенантская проза" - произведения о войне, написанные бывшими фронтовиками Ю. В. Бондаревым, К. Д. Воробьёвым, В. В. Быковым и др.
В жанре фантастики работали писатели А. Н. и Б. Н. Стругацкие, И. А. Ефремов. М. М. Жванецкий и Ф. А. Искандер стали известными писателями-сатириками.
Отдушиной для советского человека эпохи "развитого социализма" являлись лучшие произведения советского кинематографа. Среди наиболее заметных фильмов второй половины 1960-х - начала 1970-х гг. были: "Бег" (А. А. Алов,
B. Н. Наумов); "Шестое июля" (Ю. Ю. Карасик); "Гори, гори, моя звезда" (А. Н. Митта); "Белое солнце пустыни" (В. Е. Мотыль); "Июльский дождь" (М. М. Хуциев). Мастером эпического кино и батальных сцен проявил себя
C. Ф. Бондарчук в фильмах "Война и мир", "Они сражались за Родину". Особой популярностью пользовались отечественные кинокомедии: Л. И. Гайдая ("Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука"), Э. А. Рязанова ("Берегись автомобиля"), Г. Н. Данелии ("Тридцать три"), Р. Н. Быкова ("Айболит-66").
Крупными явлениями театрального искусства рассматриваемого времени стали такие постановки, как "Человек со стороны" (Театр на Малой Бронной), "Соло для часов с боем", "Заседание парткома" (Московский Художественный академический театр). Большой интерес у зрителей вызывали спектакли Театра на Таганке ("А зори здесь тихие", "Гамлет" и др.), Ленинградского Большого драматического театра под руководством Г. А. Товстоногова. Известными драматургами того времени были В. С. Розов с его психологическими пьесами и М. Ф. Шатров с его политической тематикой.
Большую роль в развитии искусства балета сыграли латвийский солист балета и балетмейстер М. Э. Лиепа, выдающаяся балерина М. М. Плисецкая.
Насыщенной была спортивная жизнь. Советские спортсмены достойно выступали на Олимпийских играх, чемпионатах мира по хоккею, фигурному катанию, другим видам спорта. Выдающийся шахматист А. Е. Карпов стал трёхкратным чемпионом мира. Двукратный олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира по хоккею, один из ведущих хоккеистов СССР 1970-х годов В. Б. Харламов получил признание не только в своей стране, но и за её пределами.
Третье направление культуры "развитого социализма" представлено творчеством деятелей культуры, у которых сложились непримиримые "эстетические" разногласия с советским строем. Эмигрировали или были высланы из СССР писатели и поэты А. И. Солженицын, И. А. Бродский, В. П. Некрасов, В. В. Войнович, художники и скульпторы М. М. Шемякин, О. Н. Целков, Э. И. Неизвестный, режиссёры А. А. Тарковский, Ю. П. Любимов, деятели музыкального искусства М. Л. Растропович и Г. П. Вишневская и многие другие представители волны "утечки умов" из СССР.
Большую популярность приобрёл жанр "бардовской песни". Его произведения не звучали по советскому радио или телевидению, пластинки с их песнями не выпускались. Однако благодаря "магнитофонной революции" песни Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, Ю. И. Визбора, особенно В. С. Высоцкого стали известными практически всему населению Советского Союза.
В самиздате публиковали произведения бывших заключённых сталинских лагерей: "Крутой маршрут" Е. С. Гинзбург - матери писателя В. П. Аксёнова, "Колымские рассказы" В. Т. Шаламова. На Западе издавали и нелегально ввозили в СССР запрещённые произведения А. И. Солженицына ("В круге первом", "Раковый корпус", "Архипелаг ГУЛАГ"), Б. Л. Пастернака и других писателей.
Благодаря появлению видеомагнитофонов начались нелегальные, квартирные просмотры западных кинофильмов, не выходящих в советский прокат.
2. Почему советские спортсмены добивались выдающихся успехов на международной арене?
Ответ взят из текста параграфа.
Насыщенной была спортивная жизнь. Советские спортсмены достойно выступали на Олимпийских играх, чемпионатах мира по хоккею, фигурному катанию, другим видам спорта. Выдающийся шахматист А. Е. Карпов стал трёхкратным чемпионом мира. Двукратный олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира по хоккею, один из ведущих хоккеистов СССР 1970-х годов В. Б. Харламов получил признание не только в своей стране, но и за её пределами.
3. Какую роль играли цензурные ограничения в культурной жизни страны?
Цензура эпохи застоя вновь стала неотъемлемым элементом советской пропагандистской машины, теперь игравшей в большей степени консервативно-охранительные функции. Главной функцией Главлита являлась не защита государственных и военных тайн, а реализация идеологических решений ЦК. Состоялся приход в цензуру новых кадров, в большинстве с высшим гуманитарным образованием[134]. Всё это время (1957-1986) Главлит возглавлял Павел Романов.
В связи с усилением идеологического контроля Главлит вновь вернули под начало Совета Министров - постановлением от 18 августа 1966 года. Изменились принципы взаимодействия Главлита с подведомственными организациями: деятели искусства представляли свои произведения в профильные организации - союзы писателей, художников, скульпторов, редакции газет и журналов. Оттуда произведения поступали на согласование в Главлит. Самим цензорам контактировать с авторами строго запрещала ведомственная инструкция. Цензоры превратились в мифические законспирированные фигуры, на которых можно было ссылаться (да и то лишь устно, а не письменно), но которых никто не видел.
Развернулась активная цензурная борьба с аллюзиями, реминисценциями и прочими формами иносказаний. Цензурировалось фактически не то, что было написано, сказано и показано, а то, что могли об этом подумать читатели, слушатели и зрители.
Решебник
"Историко-культурный стандарт - Учебник" по предмету История за 10 класс.
Aвторы:
Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н.
Задание
1. В чём проявлялась противоречивость развития литературы и искусства в позднесоветское время? Можно ли говорить о существовании различных "советских культур"? Своё мнение обоснуйте.