ГДЗ по истории за 10 класс Волобуев, Карпачев, Романов, Клоков, Симонова - Историко-культурный стандарт - Учебник

§ 41. Культура и наука в конце XX — начале XXI века — Вопросы к пунктам параграфа — 4 — стр. 350

Сравните положение науки в СССР и в современной России. Что изменилось в лучшую, а что - в худшую сторону?

Ответ взят из текста параграфа.
Начиная с 1990-х гг. наука в России развивается в условиях, кардинальным образом отличающихся от тех, которые были в Советском Союзе. Отметим наиболее существенные особенности. Если в советское время наука была втиснута в рамки диалектико-материалистического учения (марксизма), то в постсоветское время научная мысль стала плюралистической, свободной в выборе той или иной доктрины, теории, методологии. Если в советский период наука была в значительной степени изолирована в силу узости, искусственной ограниченности контактов с зарубежными учёными, то в постсоветский период она полностью включена в мировой научный процесс.
Российские учёные принимают участие в ряде международных научных проектов. Прежде всего, это сотрудничество в космонавтике. Неоднократно представители разных стран отправлялись на российских околоземных станциях для научно-исследовательской работы в космосе. В настоящее время на орбите находится Международная космическая станция (МКС), в создании и деятельности которой главную роль играют РФ и США. Космонавтов и оборудование на МКС доставляют с помощью российских ракет. Регулярно с научными задачами и программами (наблюдение за Землёй и космосом, биологические эксперименты) на орбиту отправляются российские спутники. В международных проектах участвует и Объединённый институт ядерных исследований в Дубне, где был открыт 116-й элемент Периодической системы.
Но одновременно происходит "утечка мозгов". Перспективные учёные, особенно молодые, уезжают в другие страны, находят своё место в зарубежных научных коллективах. "Утечка мозгов" вызвана как лучшими условиями для научной деятельности, так и более высокими стандартами жизни в развитых странах.
В значительной мере развитие науки связано с её финансированием и степенью эффективности денежных затрат. С целью повышения эффективности последних созданы научные фонды, которые располагают грантами (средствами для финансирования научных проектов), предоставляемыми на конкурентной основе.
В 2010 г. было принято решение о создании Инновационного центра "Сколково". Это первый в современной России новый наукоград, основанный с целью продвижения страны по пути научно-технического прогресса. Перед ним поставлены задачи разработки на научной основе новых технологий в наиболее перспективных и приоритетных областях: термоядерные, информационные, биомедицинские технологии, телекоммуникация, освоение космоса и т. д. Плодотворная деятельность характеризует также давно состоявшиеся наукограды Обнинск, Саровск, Королёв, Троицк и др., прежние академические и университетские центры в Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Ростове и других городах.
Российская наука продолжает традиции, заложенные в XX в. в ведущих отраслях и направлениях научного знания: математике, физике, химии, биологии и др. Только в 2000-е гг. лауреатами Нобелевской премии стали пять российских учёных (работающих как на Родине, так и за рубежом). Все эти премии получены за достижения в физике. Ж. И. Алфёров, внёсший вклад в развитие полупроводниковых гетероструктур, является ещё и лауреатом ряда международных и российских премий, инициатором учреждения научной премии "Глобальная энергия".
Имеются достижения и в области гуманитарных наук. Так, например, археологи в 2010 г. в Денисовской пещере на Алтае обнаружили останки древнейшего человека. Анализ его генома показал, что это ещё один подвид (подобно неандертальцам) вымерших людей. Заслугой историков и архивистов являются многотомные издания документальных материалов (например, по истории российских политических партий), которые тем самым вводятся в научный оборот.

Решебник

"Историко-культурный стандарт - Учебник" по предмету История за 10 класс.

Aвторы:

Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н.

Задание

Сравните положение науки в СССР и в современной России. Что изменилось в лучшую, а что - в худшую сторону?