В XVII в. существовали разные точки зрения на пути развития русской культуры. Сторонники старого в лице протопопа Аввакума резко обличали новые веяния в культурной жизни: "...Взгляни на святые иконы и смотри на угодивших Богу, как хорошие изографы изображают их облик: лица и руки, и ноги... тонки и измождены от поста и труда... А вы ныне подобие их переменили, пишете таковых же, как вы сами - толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки как тумба... А то все писано по плотскому умыслу, так как сами еретики возлюбили толстоту плотскую и отвергли возвышенное... Ох, ох, бедные! Русь, чего-то тебе захотелось иностранных поступков и обычаев!".
Ему возражал царский живописец второй половины XVII в. Иосиф Владимиров. Он призывал не отворачиваться от художественного опыта других стран, в первую очередь европейских. Его возмущала регламентация, вводившаяся в живописи людьми, далекими от искусства. "Где такое указание обрели немыслимые любители предания, - спрашивал Иосиф Владимиров, - которое повелевает писать святых на одно лицо, обязательно смуглыми и темновидными? Разве все люди одинаковы, разве все святые были обязательно смуглыми и тощими?"
Как вы считаете, кто был прав в этом споре? Поясните свой ответ.
Мой взгляд на этот спор состоит в том, что И. Владимиров был прав, так как изображение святых в едином стиле делало искусство скучным и лишенным возможности передать чувства и эмоции художника. Возможность изображать святых с более человеческими чертами позволяла более тесно связать искусство с обычными людьми, делая его более доступным и интересным. Этому тезису подтверждают многочисленные примеры иконописи, включая работы известных мастеров, таких как Андрей Рублев и Феофан Грек.
Решебник
"Россия и мир - Учебник" по предмету История за 10 класс.
Aвторы:
Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.
Задание
В XVII в. существовали разные точки зрения на пути развития русской культуры. Сторонники старого в лице протопопа Аввакума резко обличали новые веяния в культурной жизни: "...Взгляни на святые иконы и смотри на угодивших Богу, как хорошие изографы изображают их облик: лица и руки, и ноги... тонки и измождены от поста и труда... А вы ныне подобие их переменили, пишете таковых же, как вы сами - толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки как тумба... А то все писано по плотскому умыслу, так как сами еретики возлюбили толстоту плотскую и отвергли возвышенное... Ох, ох, бедные! Русь, чего-то тебе захотелось иностранных поступков и обычаев!". Ему возражал царский живописец второй половины XVII в. Иосиф Владимиров. Он призывал не отворачиваться от художественного опыта других стран, в первую очередь европейских. Его возмущала регламентация, вводившаяся в живописи людьми, далекими от искусства. "Где такое указание обрели немыслимые любители предания, - спрашивал Иосиф Владимиров, - которое повелевает писать святых на одно лицо, обязательно смуглыми и темновидными? Разве все люди одинаковы, разве все святые были обязательно смуглыми и тощими?" Как вы считаете, кто был прав в этом споре? Поясните свой ответ.