Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?
Ответ взят из текста параграфа.
Роли ребёнка и подростка в основном связаны с семьёй (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам). В дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и др.) появляются новые: работник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.
Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли.
Работник. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения профессионального самоопределения молодёжи весьма противоречива. С одной стороны, она предоставляет возможность (которой не было у предшествующих поколений российской молодёжи) реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. С другой стороны, изменившиеся приоритеты государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности сформировали новые принципы трудовых отношений - рынок труда. Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу, в конкурсных и контрактных условиях найма работников, а также в возникновении и законодательном закреплении безработицы.
Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет - это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 16-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжёлых работах с опасными и вредными условиями труда, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон запрещает привлекать несовершеннолетних к ночным сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 31 дня в удобное для них время. Государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профессиональных училищ, а также некоторые категории лиц моложе 18 лет в счёт квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.
Студент. Значительная часть молодёжи - это учащиеся и студенты. Часто при выборе среднего специального или высшего учебного заведения в первую очередь имеет значение престиж данного учебного заведения и будущей профессии, а также множество факторов социально-экономического характера. Многие молодые люди ориентируются прежде всего на привлекательные особенности студенческой жизни. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определённая степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.
К тому же ситуация в обществе, постепенное превращение его в общество конкуренции предъявляют требования к некоторым качествам, которые сегодня являются едва ли не главным фактором успеха в жизни:
• во-первых, более высокому уровню образования;
• во-вторых, готовности к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка. Так, по данным конца 1990-х гг., только 50% молодёжи работали по полученной специальности, из остальных половина сменила её после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда по ней не работала, сразу начав осваивать другую специальность, ныне положение мало изменилось;
• в-третьих, овладению знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль). Важным также является тот факт, что молодёжь весьма активно приобретает эти навыки (каждый четвёртый молодой россиянин в настоящее время осваивает компьютер и учит иностранный язык, каждый седьмой приобретает навыки вождения транспортных средств).
Поэтому в условиях, когда система образования не всегда оказывается способной готовить специалистов в соответствии с запросами современного производства, вам следует активно овладевать знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься самообразованием, посещать различные курсы и т. п.).
Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в родительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения, приобретая большую самостоятельность и ответственность. Многие берут на себя заботу о пожилых родственниках, оказывают финансовую поддержку своим родителям и, конечно же, сами создают семью.
В настоящее время усиливается тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста. Существует отрицательная оценка этой ситуации. Раннее вступление в брак и рождение ребёнка "тормозят" образовательный и профессиональный рост молодёжи, увеличивают долю тех, кто нуждается в социальной помощи со стороны государства и общественных организаций. Кроме того, ребёнок требует любви, заботы, но молодые родители (нередко совмещая работу и учёбу) не всегда имеют возможность уделять ему достаточно внимания. Им приходится решать другие, не менее важные вопросы, связанные с получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, созданием нормальных бытовых условий. Забота о семье и детях требует ответственности, развития чувства долга. А как вы относитесь к тому, что создают семьи и становятся родителями совсем молодые люди?
Гражданин. В юношеские годы формируются первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. В старших классах школы, в вузе в зависимости от установок личности одна из существующих систем политических норм и ценностей становится для молодого человека наиболее значимой. Этот период жизни связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, его умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям.
С приобретением всей полноты гражданских прав молодой человек получает возможности для активной социальной деятельности, для участия в выборах в органы власти, в работе государственных органов и общественных организаций. Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта политики.
В целом молодёжь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.
Решебник
"Обществознание - Учебник" по предмету Обществознание за 11 класс.
Aвторы:
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Литвинова В.А.
Задание
Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?