Как отражается на потребителях конкуренция товаропроизводителей и монополия в определённой отрасли?
Конкуренция - это основной условие существование свободного рынка. Конкуренция - это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли, то есть борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества. Чтобы стать победителем в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Конкуренция на рынке выполняет стимулирующую функцию. Стремление увеличить прибыль в условиях конкуренции стимулирует предпринимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом. Конкуренция отражается на потребителе самым положительным образом - он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам.
Монополия - это исключительное право на производство определенного рода продукции и услуги. Так же под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей осуществлять функции контроля.
Монопольное положение на рынке может занимать предприятие (независимо от размера), если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида.
Монополия возникает как естественное следствие самой конкуренции, которая приводит к вытеснению из производства мелких или малоэффективных предприятий. Сокращение числа продавцов позволяет крупным и успешным предприятиям занять монопольное положение на рынке. Захватывая большую часть рынка, крупные производители получают возможность диктовать цены, препятствовать вхождению в отрасль других предприятий. Устанавливая высокие цены (выше цены равновесия) на свою продукцию или/и, приобретая ресурсы по низким ценам (ниже цены равновесия) монополии обеспечивают себе получение в течение длительного времени максимально высокой прибыли.
Монополисты часто прибегают к ценовой дискриминации, то есть продают один и тот же товар в один и тот же промежуток времени разным покупателям по разным ценам. При этом различия в ценах не являются следствием различий в издержках производства, а служат средством увеличения прибыли и расширения производства.
Монополия может диктовать любые цены, не заботясь о качестве продукта, лишая покупателей возможностей выбрать альтернативный товар по более низкой цене или более высокого качества.
Решебник
"Обществознание - Учебник" по предмету Обществознание за 11 класс.
Aвторы:
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Литвинова В.А.
Задание
Как отражается на потребителях конкуренция товаропроизводителей и монополия в определённой отрасли?