Прочитайте текст. Языковые средства каких функциональных разновидностей языка использованы в нём? Выпишите сначала существительные; обозначающие одушевлённые предметы, а потом - неодушевлённые. Запишите по 2-3 примера существительных, обозначающих действие как предмет и признак как предмет.
- Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить, кто это или что это. Например: «Кто это?» - «Ученик». Или: «Что это?» - «Книга». <...>
«Всё понятно?» - обратилась Анна Васильевна к классу.
- Понятно!..Понятно!..- хором ответили дети.
- Хорошо. Тогда назовите предметы.
На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то не -уверенно произнёс:
- Кошка...
- Правильно, - сказала Анна Васильевна, сразу вспом -нив, что в прошлом году первой тоже была «кошка». И тут как прорвало:
- Окно! - Стол! - Дом! - Дорога!
- Правильно, - говорила Анна Васильевна.
Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла та радость, с которой ребята называли знакомые им предме -ты, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. (Ю. Нагибин. «Зимний дуб»)
В тексте Ю. Нагибина используются различные языковые средства, которые можно отнести к функциональным разновидностям языка.
Функциональные разновидности языка:
1. Научная — текст содержит элементы, объясняющие грамматические термины.
2. Разговорная — использование простого языка, диалога, обращений.
3. Художественная — проявляется в выражении эмоций через реакцию персонажей.
Автор использует лингвистические термины (имя существительное, грамматика, часть речи), характерные для научного стиля. Вся лексика используется в прямом значении.
Языковые средства разговорного стиля, использованные в тексте: диалог между учителем и учениками, нераспространённые предложения (Хорошо.), побудительные предложения (Тогда назовите предметы.), восклицательные предложения (Понятно!).
В тексте используются языковые средства, характерные для художественного стиля, так как это отрывок из произведения художественной литературы. Например, описывая реакцию учеников, писатель использует метафору: класс радостно забурлил.
Существительные, обозначающие одушевлённые предметы:
1. Анна Васильевна
2. Дети
Существительные, обозначающие неодушевлённые предметы:
1. Окно
2. Стол
3. Дом
4. Дорога
Примеры существительных, обозначающих действие как предмет:
1. Слушание (действие, представленное как предмет)
2. Чтение (действие, представленное как предмет)
Примеры существительных, обозначающих признак как предмет:
1. Красота (признак, представлен как предмет)
2. Чистота (признак, представлен как предмет)
Эти примеры помогут определить, как язык используется для обозначения различных типов предметов и понятий в тексте.
Решебник
"Русский язык - Учебник. Часть 1" по предмету Русский язык за 6 класс.
Aвторы:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
Задание
Прочитайте текст. Языковые средства каких функциональных разновидностей языка использованы в нём? Выпишите сначала существительные; обозначающие одушевлённые предметы, а потом - неодушевлённые. Запишите по 2-3 примера существительных, обозначающих действие как предмет и признак как предмет. - Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить, кто это или что это. Например: «Кто это?» - «Ученик». Или: «Что это?» - «Книга». «Всё понятно?» - обратилась Анна Васильевна к классу. - Понятно!..Понятно!..- хором ответили дети. - Хорошо. Тогда назовите предметы. На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то не -уверенно произнёс: - Кошка... - Правильно, - сказала Анна Васильевна, сразу вспом -нив, что в прошлом году первой тоже была «кошка». И тут как прорвало: - Окно! - Стол! - Дом! - Дорога! - Правильно, - говорила Анна Васильевна. Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла та радость, с которой ребята называли знакомые им предме -ты, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. (Ю. Нагибин. «Зимний дуб»)