Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите 2-3 предложения с прямой речью и постройте их схемы.
Можно ли использовать в данном тексте синонимы (см. слова в рамке) вместо выделенного слова? Почему?
Утреннее пение птиц вызвано удивлением и восторгом будто открытие мира. Оно нестройно и торопливо, но именно в этой торопливости, в перебоях и переливах разноголосья - вся новизна лесного летнего утра. Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!» А другая уже взвилась над макушкой дерева, зажмурилась от блеснувшего света и поспешила оповестить: «Солнце! Солнце встаёт!» - «Роса серебрится, роса серебрится!» - отвечают ей снизу, из густого куста орешника. «Вить?» - спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка. - «Вить, вить!» торопливо отвечают ему. И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью1, вью... » Птицы щебечут, свистят, щёлкают, перебивают друг друга, наполняют лес суетой и гомоном пробуждения.
Утреннее пение птиц.
Примеры прямой речи:
1. Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!»
2. «Вить?» - спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка.
3. «Вить, вить!» - торопливо отвечают ему.
Использование синонимов вместо выделенных слов в данном тексте возможно, так как синонимы к слову "оповестить" сохраняют смысловую нагрузку и стилистически подходят к контексту, но они не относятся к языку художественной литературы, поэтому их нельзя использовать в данном тексте. Данные глаголы используются в языке прессы, на телевидении, при составлении различных документов.
Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!».
Решебник
"Русский язык - Учебник. Часть 1" по предмету Русский язык за 6 класс.
Aвторы:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
Задание
Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите 2-3 предложения с прямой речью и постройте их схемы. Можно ли использовать в данном тексте синонимы (см. слова в рамке) вместо выделенного слова? Почему? Утреннее пение птиц вызвано удивлением и восторгом будто открытие мира. Оно нестройно и торопливо, но именно в этой торопливости, в перебоях и переливах разноголосья - вся новизна лесного летнего утра. Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!» А другая уже взвилась над макушкой дерева, зажмурилась от блеснувшего света и поспешила оповестить: «Солнце! Солнце встаёт!» - «Роса серебрится, роса серебрится!» - отвечают ей снизу, из густого куста орешника. «Вить?» - спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка. - «Вить, вить!» торопливо отвечают ему. И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью1, вью... » Птицы щебечут, свистят, щёлкают, перебивают друг друга, наполняют лес суетой и гомоном пробуждения.