Прочитайте отрывки из поэмы римского поэта и философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей», жившего в первой половине I в. до н. э. Соотнесите примеры, которые он описывает в этих отрывках, с тем, что вы знаете о строении вещества.
...Запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
Также палящей жары или холода нам не приметить
Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.
Но это всё обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя...
...Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривлённый
Плуга железный сошник незаметно стирается в почве;
И мостовую дорог, мощённую камнями, видим
Стёртой ногами толпы; и правые руки у статуй
Бронзовых возле ворот городских постепенно худеют
От припадания к ним проходящего мимо народа.
Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,
Но отделение тел, из неё каждый миг уходящих,
Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво...
В отрывках из поэмы «О природе вещей» Лукреций размышляет о свойствах материи и природе ощущений. Например, он описывает, что запахи, жара, холод и звук, хотя и невидимы, обладают телесной природой, так как воздействуют на наши органы чувств. Это утверждение перекликается с современным представлением о молекулярном строении вещества: хотя сами молекулы и атомы не видны человеческому глазу, они способны вызывать различные ощущения благодаря взаимодействию с нашими органами чувств.
Лукреций также упоминает, как влага оседает на ткани у моря или исчезает под солнечными лучами. Это можно объяснить процессом диффузии - движением молекул воды между тканью и окружающей средой, которое происходит, даже если мы этого не видим. Современная наука подтверждает, что вода на молекулярном уровне перемещается и испаряется в виде пара под воздействием тепла.
Далее, поэт приводит примеры постепенного изнашивания предметов: вода, капая, точит камень; железо плуга и мостовые стираются со временем. Эти примеры отражают постепенное разрушение вещества на молекулярном уровне. Хотя отделение мельчайших частиц не заметно, их совокупное удаление приводит к видимым изменениям. Мы знаем, что взаимодействие и трение на микроуровне постепенно изменяют форму и структуру предметов, подтверждая, что даже твёрдые материалы состоят из малых частиц.
Эти описания отражают интуитивное понимание атомов и молекул, хотя молекулярную теорию Лукреций не мог знать. Его образы точно иллюстрируют суть явлений, которые теперь объясняются наукой через молекулярные и атомные взаимодействия.
Решебник
"Физика - Учебник" по предмету Физика за 7 класс.
Aвторы:
Иванов А.И., Перышкин И.М.
Задание
Прочитайте отрывки из поэмы римского поэта и философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей», жившего в первой половине I в. до н. э. Соотнесите примеры, которые он описывает в этих отрывках, с тем, что вы знаете о строении вещества. ...Запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но это всё обладает, однако, телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может. И наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет; Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя... ...Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривлённый Плуга железный сошник незаметно стирается в почве; И мостовую дорог, мощённую камнями, видим Стёртой ногами толпы; и правые руки у статуй Бронзовых возле ворот городских постепенно худеют От припадания к ним проходящего мимо народа. Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше, Но отделение тел, из неё каждый миг уходящих, Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво...