Павел Петрович долго смотрел на то, как его сын Тимофей пытается вытащить гвоздодёром гвоздь из доски качелей- Тимофей учится в 7 классе, и недавно в школе на уроке физики они изучали простые механизмы. Работая гвоздодёром, Тимофей держал инструмент за самый конец рукоятки на весу, не опираясь гвоздодёром на доску качелей- Увидев, что Тимофей не может выдернуть гвоздь, Павел Петрович дал ему гвоздодёр с более длинной рукояткой- Однако у мальчика опять ничего не получилось. Нарисуйте схему механизма и приложенные к нему силы. Объясните, в чём были не правы Павел Петрович и его сын. Что надо было сделать, чтобы вытащить гвоздь гвоздодёром?
В этой ситуации Павел Петрович и его сын Тимофей допустили несколько ошибок в использовании гвоздодёра, связанных с правильным применением принципов рычага.
1. Ошибка в использовании рычага:
Гвоздодёр работает как рычаг первого рода, где сила, приложенная к длинной рукоятке, создаёт вращающий момент, который позволяет вытянуть гвоздь с меньшими усилиями. Для эффективного использования гвоздодёра необходимо обеспечить точку опоры (в данном случае — доску качелей), на которую можно опереться гвоздодёром.
2. Действия Павла Петровича и Тимофея:
- Тимофей пытался тянуть гвоздь, держа гвоздодёр на весу, без опоры на доску. Это привело к тому, что рычаг не сработал должным образом, так как не было точки опоры, создающей момент силы.
- Павел Петрович дал сыну гвоздодёр с длинной рукояткой, полагая, что это увеличит силу. Длинная рукоятка действительно даёт выигрыш в силе, но без опоры это преимущество не используется.
3. Решение:
Чтобы вытащить гвоздь, необходимо опереть гвоздодёр на доску качелей в точке, находящейся ближе к месту зацепления за гвоздь. В этом случае:
- Доска качелей станет точкой опоры.
- Когда Тимофей приложит силу к концу рукоятки гвоздодёра, возникнет вращающий момент вокруг этой точки опоры, что позволит вытащить гвоздь с меньшими усилиями.
4. Схема:
На схеме будет изображён гвоздодёр, зацепленный за гвоздь, который упирается в доску качелей. Конец рукоятки обозначен точкой, где Тимофей прикладывает силу. Точка опоры находится ближе к месту захвата гвоздя. Сила ( F ) прикладывается к рукоятке, создавая вращающий момент относительно опоры, который помогает вытянуть гвоздь.
Такой способ позволяет использовать гвоздодёр как рычаг и минимизировать затраченные усилия на вытаскивание гвоздя.
Решебник
"Физика - Учебник" по предмету Физика за 7 класс.
Aвторы:
Иванов А.И., Перышкин И.М.
Задание
Павел Петрович долго смотрел на то, как его сын Тимофей пытается вытащить гвоздодёром гвоздь из доски качелей- Тимофей учится в 7 классе, и недавно в школе на уроке физики они изучали простые механизмы. Работая гвоздодёром, Тимофей держал инструмент за самый конец рукоятки на весу, не опираясь гвоздодёром на доску качелей- Увидев, что Тимофей не может выдернуть гвоздь, Павел Петрович дал ему гвоздодёр с более длинной рукояткой- Однако у мальчика опять ничего не получилось. Нарисуйте схему механизма и приложенные к нему силы. Объясните, в чём были не правы Павел Петрович и его сын. Что надо было сделать, чтобы вытащить гвоздь гвоздодёром?