Рассмотрите иллюстрацию (с. 122), ответьте на вопрос и выполните задание.
1) Докажите, используя текст учебника, что на картине изображены служилые люди «по отечеству», а не служилые люди «по прибору».
2) Подготовьте сообщение на тему «Смотр служилых людей», используя иллюстрацию и дополнительные источники.
Ответ взят из текста параграфа.
Главной обязанностью служилых людей «по отечеству» была пожизненная военная служба. Это было обременительное и опасное занятие. Для того чтобы поддерживать поместное войско на должном уровне, дворянам устраивали смотры.
Иностранцы удивлялись русским воинским обычаям: по их мнению, московский государь ухитрялся содержать огромное войско, не платя воинам ни гроша. Но это не совсем так: помимо земельных «дач» служилые люди получали также и небольшие денежные «дачи». На смотрах перед походами с них взымали даже своеобразный «налог на войну» — по одной мелкой серебряной монете. Подсчётом полученных монет устанавливалось точное количество собранных воинов. По прибытии из похода каждый забирал свою монету, а остаток давал представление о потерях.
В войсках поддерживался строгий порядок: если к кому-то из служилых людей прибывал гонец от имени государя с приказом явиться на сбор или для несения какой-либо службы, то ещё до того, как гонец поскачет в обратный путь или к другим служилым людям, получивший приказ обязан был вскочить на коня или сесть в сани и с оружием в руках отправиться в поход, даже если он болен или ранен.
Служилый человек из дворян или детей боярских вооружён был, как правило, саблей или боевым топором, кинжалом и луком со стрелами (огнестрельное оружие в дворянском ополчении было большой редкостью, незначительное его количество появилось только в XVII в.). Из защитного вооружения использовались шлемы, кожаные шапки с нашитыми на них железными бляхами, кольчуги, нагрудники, «дощатые доспехи» (т. е. кольчуги, усиленные металлическими пластинками), щиты, которые всё больше выходили из моды. Но отнюдь не у всех хватало средств на покупку настоящих доспехов: многим служилым людям приходилось воевать или совсем без них, или в тегиляях — толстых кафтанах, подбитых ватой.
Всю жизнь, с юности и до старости, дворяне обязаны были нести военную службу. Война входила в их плоть и кровь и вместе с дворянским званием передавалась по наследству — от захудалых детей боярских из дальних городов до князей из рода Рюриковичей, потому что все они считались служилыми людьми «по отечеству», т. е. из поколения в поколение, от деда к отцу, от отца к сыну. За долгие годы и десятилетия занятий военным делом они приобретали навыки воинов-профессионалов. Посол германского императора в Москве барон Сигизмунд Герберштейн свидетельствует в своих записках о высоком умении русских кавалеристов: «Повод из узды у них употребляется длинный... они привязывают его к пальцу левой руки, чтобы можно было схватить лук и, натянув его, пустить в ход. Хотя они вместе и одновременно держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть, однако ловко и безо всякого затруднения умеют пользоваться ими». В XVI в. русская конница была грозной силой и могла противостоять в открытом бою и туркам, и татарам, и ливонским рыцарям, и польско-литовской шляхте. Но она была слишком плохо организованной. В XVII в. современники уже писали о дворянском ополчении без особого восторга: «Они никакого строя не знают». С распространением ручного огнестрельного оружия и регулярных армий наёмников, обученных всем тактическим новшествам, дворянская конница России становится малоэффективной. На полях битв 13-летней войны между Россией и Речью Посполитой (1654—1667 гг.) она нередко терпела от поляков и литовцев тяжёлые поражения, и уже сами воеводы стали считать её пригодной разве что для подавления восстаний. В Петровское время дворянское ополчение отходит в прошлое.
Решебник
"Вертикаль - Учебник" по предмету История за 7 класс.
Aвторы:
Амосова И.В., Андреев И.Л., Федоров И.Н.
Задание
Рассмотрите иллюстрацию (с. 122), ответьте на вопрос и выполните задание. 1) Докажите, используя текст учебника, что на картине изображены служилые люди «по отечеству», а не служилые люди «по прибору». 2) Подготовьте сообщение на тему «Смотр служилых людей», используя иллюстрацию и дополнительные источники.