Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?
Главным правилом, характерным для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко, было соблюдение дисциплины. Установленным правилам беспрекословно подчинялись все: и дети, и педагоги, и сам А.С. Макаренко. Все воспитанники колонии, которую возглавлял А.С. Макаренко делились на отряды. Во главе отряда находился командир. Пост командира нельзя было занимать более шести месяцев. Командиры имели равные права со всеми остальными, у них не было никаких привилегий. Все вопросы решались на собрании командиров, ни одно решение А.С. Макаренко не принимал, не посоветовавшись с ними. Важной особенностью была полная свобода слова, вплоть до прямой критики. Младшие дети объединялись в отряды со старшими. В таких отрядах старшие приглядывали за младшими, делились с ними знаниями и опытом, а младшие, наблюдая за старшими, приобретали необходимые привычки и учились уважать и слушаться старших.
Все эти правила, придуманные педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, можно и сегодня использовать в современных детских коллективах.
Например, назначение на должность командира в группе, команде, отряде или классе, помогает воспитать в подростке лидерские качества, умение принимать решения, нести ответственность, а остальных учит подчиняться ему, то есть соблюдать определенные правила. В тоже время, побывав на месте командира, ребята лучше понимают необходимость слушать другого и уважать чужое мнение и труд. Подросток, занимая пост командира, понимает, как каких усилий стоит завоевать авторитет и поддерживать порядок в коллективе, поэтому анализирует все свои ошибки в поведении и старается больше не допускать их.
Неограниченная взрослыми свобода тоже в какой-то степени позволяет формировать дисциплину и ответственность. Отсутствие правил и дисциплины очень скоро делает нахождение в любом коллективе очень некомфортным и небезопасным. Поэтому появляется внутренняя осознанная потребность установлении определенных ограничений и соблюдении дисциплины.
Формирование разновозрастных групп тоже очень полезно, так как в таких группах можно многому научиться. Старшие учатся воспитывать младшее поколение и передавать ему ценные знания. А младшие дети приобретают необходимые знания, полезные привычки и учатся понимать, как нужно жить так, чтобы всем было удобно и хорошо.
Решебник
"Обществознание - Учебник" по предмету Обществознание за 7 класс.
Aвторы:
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.
Задание
Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?