(Задача-исследование.) Существует ли такое положительное число, при сложении которого с числом, ему обратным, получится сумма, в 13 раз меньшая суммы кубов этих чисел?
1) Обсудите, значения каких выражений сравниваются, и составьте соответствующее уравнение.
2) Введите новую переменную и решите полученное уравнение.
3) Для каждого из найденных значений вспомогательной переменной вычислите корень составленного уравнения.
4) Выберите значения корней, соответствующие условию задачи.
Обсуждение выражений и составление уравнения:
Нам нужно найти число \(x\), такое, что
\(13\left(x + \frac{1}{x}\right) = x^3 + \frac{1}{x^3}.\)
Мы можем представить выражение \(\left(x + \frac{1}{x}\right)\) как сомножитель в уравнении:
\(13\left(x + \frac{1}{x}\right) = \left(x + \frac{1}{x}\right)\left(x^2 - 14 + \frac{1}{x^2}\right).\)
Переносим всё в одну сторону и получаем квадратное уравнение:
\(x^4 - 14x^2 + 1 = 0.\).
Введение новой переменной и решение уравнения:
Вводим новую переменную \(y = x^2\), получаем уравнение:
\(y^2 - 14y + 1 = 0.\)
Решим это квадратное уравнение. Дискриминант \(D = 192\), и корни:
\(y_1 = 7 - 4\sqrt{3} = (2 - \sqrt{3})^2, \quad y_2 = 7 + 4\sqrt{3} = (2 + \sqrt{3})^2.\).
Нахождение корней уравнения и проверка условия задачи:
Возвращаемся к \(x\):
\(x_1 = \sqrt{y_1} = 2 - \sqrt{3}, \quad x_2 = \sqrt{y_2} = 2 + \sqrt{3}.\).
Выбор значений корней:
В контексте задачи, так как речь идет о положительном числе, берем только положительные значения \(x\):
\(x_1 = 2 + \sqrt{3}.\)
Таким образом, существует положительное число \(x = 2 + \sqrt{3}\), при сложении которого с его обратным получится сумма, в 13 раз меньшая суммы кубов этих чисел.
Решебник
"Алгебра - Учебник" по предмету Математика за 9 класс.
Aвторы:
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.
Задание
(Задача-исследование.) Существует ли такое положительное число, при сложении которого с числом, ему обратным, получится сумма, в 13 раз меньшая суммы кубов этих чисел? 1) Обсудите, значения каких выражений сравниваются, и составьте соответствующее уравнение. 2) Введите новую переменную и решите полученное уравнение. 3) Для каждого из найденных значений вспомогательной переменной вычислите корень составленного уравнения. 4) Выберите значения корней, соответствующие условию задачи.