ГДЗ по алгебре за 9 класс Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова - Алгебра - Учебник

§5. Уравнения с одной переменной — 14. Дробные рациональные уравнения — 244 — стр. 84

(Задача-исследование.) Существует ли такое положительное число, при сложении которого с числом, ему обратным, получится сумма, в 13 раз меньшая суммы кубов этих чисел?
1) Обсудите, значения каких выражений сравниваются, и составьте соответствующее уравнение.
2) Введите новую переменную и решите полученное уравнение.
3) Для каждого из найденных значений вспомогательной переменной вычислите корень составленного уравнения.
4) Выберите значения корней, соответствующие условию задачи.

1

Обсуждение выражений и составление уравнения:

Нам нужно найти число x, такое, что

13(x+1x)=x3+1x3.

Мы можем представить выражение (x+1x) как сомножитель в уравнении:

13(x+1x)=(x+1x)(x214+1x2).

Переносим всё в одну сторону и получаем квадратное уравнение:

x414x2+1=0..

2

Введение новой переменной и решение уравнения:

Вводим новую переменную y=x2, получаем уравнение:

y214y+1=0.

Решим это квадратное уравнение. Дискриминант D=192, и корни:

y1=743=(23)2,y2=7+43=(2+3)2..

3

Нахождение корней уравнения и проверка условия задачи:

Возвращаемся к x:

x1=y1=23,x2=y2=2+3..

4

Выбор значений корней:

В контексте задачи, так как речь идет о положительном числе, берем только положительные значения x:

x1=2+3.

Таким образом, существует положительное число x=2+3, при сложении которого с его обратным получится сумма, в 13 раз меньшая суммы кубов этих чисел.

Решебник

"Алгебра - Учебник" по предмету Математика за 9 класс.

Aвторы:

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.

Задание

(Задача-исследование.) Существует ли такое положительное число, при сложении которого с числом, ему обратным, получится сумма, в 13 раз меньшая суммы кубов этих чисел? 1) Обсудите, значения каких выражений сравниваются, и составьте соответствующее уравнение. 2) Введите новую переменную и решите полученное уравнение. 3) Для каждого из найденных значений вспомогательной переменной вычислите корень составленного уравнения. 4) Выберите значения корней, соответствующие условию задачи.