ГДЗ по физике за 9 класс Перышкин, Гутник, Иванов - Физика - Учебник

Лабораторные работы — Лабораторные работы — №6 — стр. 329

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
Цель работы
Наблюдать сплошной спектр от источника света, линейчатые спектры от разряда в разреженных газах.
Приборы и материалы
Проекционный аппарат, раздвижная щель, набор спектральных трубок (например, с водородом, кислородом и неоном) с источником питания (рис. 215), плоскопараллельная пластина со скошенными гранями или однотрубный спектроскоп.
УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ
1. Расположите стеклянную пластину горизонтально перед глазом. Сквозь скошенные грани пластины, образующие угол 45°, наблюдайте спектр света выбранного источника (лампа, солнечный свет).
2. Запишите, какой вид спектра вы наблюдаете, сколько в нём основных цветов и в какой последовательности они расположены.
3. Пронаблюдайте спектр того же источника, рассматривая свет сквозь скошенные грани пластины, образующие угол 60°. Запишите, чем этот спектр отличается от предыдущего. Сделайте вывод о зависимости протяжённости спектра от преломляющего угла призмы, в которой преломляется пучок белого света.
4. При наличии однотрубного спектроскопа пронаблюдайте спектр через него. Отличается ли спектр, полученный с помощью спектроскопа, от спектров, полученных с помощью плоскопараллельной пластины?
5. Пронаблюдайте через скошенные грани пластины или через однотрубный спектроскоп спектры, полученные от светящихся газоразрядных трубок. Какой вид спектров вы наблюдали? Нарисуйте примерный вид спектра от разряда в каждом из газов.

Лабораторная работа: Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

Цель работы
Изучить свойства сплошного и линейчатого спектров, наблюдая их через различные оптические приборы.

Приборы и материалы
- Проекционный аппарат
- Раздвижная щель
- Набор спектральных трубок с разными газами (водород, кислород, неон)
- Источник питания
- Плоскопараллельная пластина со скошенными гранями
- Однотрубный спектроскоп

Ход работы 1. Наблюдение сплошного спектра света от лампы через плоскопараллельную пластину
- Расположил стеклянную пластину горизонтально перед глазом.
- Направил свет лампы через пластину, держа её под углом 45°.
- Наблюдал сплошной спектр, в котором выделил 7 основных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Цвета шли в указанной последовательности.

2. Изменение преломляющего угла
- Повернул пластину под углом 60° и снова наблюдал спектр.
- Спектр стал более протяжённым, цвета выглядели менее насыщенными из-за увеличения угла преломления.
- Сделал вывод: чем больше преломляющий угол, тем больше протяжённость спектра.

3. Наблюдение спектра через однотрубный спектроскоп
- Использовал спектроскоп вместо пластины.
- Спектр выглядел чётче, границы между цветами были более резкими. Это связано с большей точностью разделения цветов в спектроскопе.

4. Наблюдение линейчатых спектров от газоразрядных трубок
- Подключил спектральные трубки с водородом, кислородом и неоном к источнику питания.
- Направил свет от трубок через плоскопараллельную пластину.
- Наблюдал линейчатые спектры:
- Водород: несколько чётких линий — красная, голубая, фиолетовая.
- Кислород: линии в основном в зелёной и красной частях спектра.
- Неон: яркие красные и оранжевые линии.
- Зарисовал примерные виды спектров для каждого газа.

Примерные зарисовки спектров

- Водород:
- Красная линия (656 нм)
- Голубая линия (486 нм)
- Фиолетовая линия (434 нм)

- Кислород:
- Красная линия (630 нм)
- Зелёная линия (558 нм)

- Неон:
- Красные линии (640–670 нм)
- Оранжевые линии (585 нм)

Выводы
1. Сплошной спектр содержит все цвета в определённой последовательности, его протяжённость увеличивается с ростом преломляющего угла.
2. Линейчатые спектры представляют собой отдельные линии, уникальные для каждого газа, что позволяет идентифицировать вещество по спектру.
3. Использование спектроскопа даёт более чёткое разделение спектров, чем плоскопараллельная пластина.

Решебник

"Физика - Учебник" по предмету Физика за 9 класс.

Aвторы:

Гутник Е.М., Иванов А.И., Перышкин И.М.

Задание

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания Цель работы Наблюдать сплошной спектр от источника света, линейчатые спектры от разряда в разреженных газах. Приборы и материалы Проекционный аппарат, раздвижная щель, набор спектральных трубок (например, с водородом, кислородом и неоном) с источником питания (рис. 215), плоскопараллельная пластина со скошенными гранями или однотрубный спектроскоп. УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ 1. Расположите стеклянную пластину горизонтально перед глазом. Сквозь скошенные грани пластины, образующие угол 45°, наблюдайте спектр света выбранного источника (лампа, солнечный свет). 2. Запишите, какой вид спектра вы наблюдаете, сколько в нём основных цветов и в какой последовательности они расположены. 3. Пронаблюдайте спектр того же источника, рассматривая свет сквозь скошенные грани пластины, образующие угол 60°. Запишите, чем этот спектр отличается от предыдущего. Сделайте вывод о зависимости протяжённости спектра от преломляющего угла призмы, в которой преломляется пучок белого света. 4. При наличии однотрубного спектроскопа пронаблюдайте спектр через него. Отличается ли спектр, полученный с помощью спектроскопа, от спектров, полученных с помощью плоскопараллельной пластины? 5. Пронаблюдайте через скошенные грани пластины или через однотрубный спектроскоп спектры, полученные от светящихся газоразрядных трубок. Какой вид спектров вы наблюдали? Нарисуйте примерный вид спектра от разряда в каждом из газов.