Показанная на 13-й передвижной выставке картина И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван" вскоре была запрещена как "крамольная". Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев писал царю: "Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на неё без отвращения... Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только чувство голого реализма и с тенденцией критики и обличения".
Прокомментируйте мнение Победоносцева. Как вы думаете, в чём состояла "крамольность" картины?
Крамольность картины заключается в том, что на этой картине царь изображен простым человеком, которого раздирают эмоции. Образ царя не идеализирован, не полон величия и благоговения, как было принято в академической живописи. Репин не даром считался выдающимся портретистом, на его картинах герои поражают глубиной, выразительностью и достоверностью эмоций. Их состояния переданы настолько реалистично и точно, что не остается сомнений или разночтений относительно смысла, заложенного в картине. Царь Иван Грозный - это полубезумный от ужаса и горя старик. Его настигло понимание происходящего, и это понимание сводит его с ума. На лице сына - полуулыбка, он словно прощает своего отца за убийство и хочет облегчить его чувство вины. Картина выписана настолько реалистично, что у зрителя возникает чувство, что они присутствуют при судьбоносном моменте. У некоторых действительно может возникать чувство отвращения или отрицания происходящего. Когда эта картина был представлена обществу, она настолько взбудоражила зрителей, что по царскому указу картина была запрещена к показу, так подрывала, в некотором смысле, авторитет царской власти.
Решебник
"Вертикаль - Учебник" по предмету История за 9 класс.
Aвторы:
Волобуев О.В., Ляшенко Л.М., Симонова Е.В.
Задание
Показанная на 13-й передвижной выставке картина И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван" вскоре была запрещена как "крамольная". Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев писал царю: "Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на неё без отвращения... Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только чувство голого реализма и с тенденцией критики и обличения". Прокомментируйте мнение Победоносцева. Как вы думаете, в чём состояла "крамольность" картины?