Составляем сложный план
1. Выполняя задание учителя по составлению плана темы «Двойственная природа человека», ученик предложил следующий вариант:
1) Природное начало в человеке.
2) Человек - продукт общественного развития.
3) Социальные качества личности.
4) Единство биологического и социального в человеке.
Какие требования, предъявляемые на экзамене к заданию данного типа, нарушил ученик? Можно ли по этому плану раскрыть указанную выше тему? Поясните свой ответ.
Перечитайте § 4 и составьте свой вариант плана на заданную тему.
Ученик нарушил несколько требований, предъявляемых к составлению плана:
Неопределённость некоторых пунктов. Например, пункт "Человек - продукт общественного развития" слишком общий и не раскрывает должным образом взаимодействие природного и социального начала, о котором идет речь в теме.
Отсутствие логической связи между пунктами. План не охватывает целостно тему "Двойственная природа человека", и не даёт четкого разделения между биологическим и социальным в человеке. Пункты не следуют друг за другом по логике развития мысли.
Пункт «Социальные качества личности» немного удалён от основной темы, поскольку в контексте двойственной природы человека важнее акцент на взаимодействии биологического и социального.
Такой план не раскрывает полностью тему, потому что он не учитывает всех аспектов взаимодействия биологического и социального начал в человеке.
Я предлагаю следующий вариант плана:
Двойственная природа человека: биологическое и социальное начала.
- Природные аспекты человеческой природы (биологическое начало).
- Социальные аспекты человеческой природы (общественные отношения и влияние общества).
Симбиоз природы и общества в человеке.
- Как природа и общество взаимно влияют друг на друга.
- Роль общества в развитии социальных качеств личности.
Формирование социальных качеств личности.
- Влияние социальных условий на развитие личности.
- Роль самосознания и самореализации в формировании личности.
Социальная сущность человека: активность и взаимодействие с обществом.
- Личность как активный субъект общественных отношений.
- Влияние социальных ролей на развитие личности и поведения.
Роль самосознания и самореализации в процессе становления личности.
- Самосознание как основа для принятия ответственности.
- Процесс самореализации как ключевой для развития и проявления потенциала личности.
Этот план отвечает всем требованиям, охватывает тему с разных сторон, обеспечивая логическую последовательность и раскрытие всех ключевых аспектов вопроса.
Решебник
"Обществознание - Учебник" по предмету Обществознание за 10 класс.
Aвторы:
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.
Задание
Составляем сложный план 1. Выполняя задание учителя по составлению плана темы «Двойственная природа человека», ученик предложил следующий вариант: 1) Природное начало в человеке. 2) Человек - продукт общественного развития. 3) Социальные качества личности. 4) Единство биологического и социального в человеке. Какие требования, предъявляемые на экзамене к заданию данного типа, нарушил ученик? Можно ли по этому плану раскрыть указанную выше тему? Поясните свой ответ. Перечитайте § 4 и составьте свой вариант плана на заданную тему.