(Для работы в парах.) Зная, что \(m\) - целое число, найдите целые значения дроби:
a) \(\frac{m^{2}-6 m+10}{m-3}\)
б) \(\frac{(m-4)^{2}}{m-2}\).
1) Обсудите, какие преобразования надо выполнить, чтобы найти целые значения дроби.
2) Распределите, кто выполняет задание а), а кто - задание б), и выполните их.
3) Проверьте друг у друга, правильно ли выполнены преобразования и верно ли найдены целые значения дроби. Исправьте замеченные ошибки.
Начнем с выделения полного квадрата:
\(\frac{m^{2}-6m+10}{m-3} = \frac{(m^{2}-6m+9)+1}{m-3} = \frac{(m-3)^{2}+1}{m-3} = m-3+\frac{1}{m-3}\)
Целые значения дроби \(\frac{1}{m-3}\) возможны при значениях знаменателя \(m-3 = \pm 1\), то есть при \(m = \{2, 4\}\).
\(m = 2\rightarrow \frac{m^2-6m+10}{m-3} =-2\)
\(m = 4\rightarrow\frac{m^2-6m+10}{m-3} =2\).
Проделаем те же шаги для второго случая:
\(\frac{(m-4)^{2}}{m-2}=\frac{m^{2}-8m+16}{m-2}=\frac{(m^{2}-4m+4)-4m+8+4}{m-2}=\)
\(\frac{(m-2)^{2}-4(m-2)+4}{m-2}=m-2-4+\frac{4}{m-2}=m-6+\frac{4}{m-2}\)
Целые значения дроби \(\frac{4}{m-2}\) возможны при значениях знаменателя \(m-2 = \{\pm 1, \pm 2, \pm 4\}\), то есть при \(m = \{-2, 0, 1, 3, 4, 6\}\).
\(m = -2\rightarrow \frac{(m-4)^{2}}{m-2} =-9\)
\(m = 0\rightarrow \frac{(m-4)^{2}}{m-2} =-8\)
\(m = 1\rightarrow \frac{(m-4)^{2}}{m-2} =-9\)
\(m = 3\rightarrow \frac{(m-4)^{2}}{m-2} =1\)
\(m = 4\rightarrow \frac{(m-4)^{2}}{m-2} =0\)
\(m = 6\rightarrow \frac{(m-4)^{2}}{m-2} =1\).
Решебник
"Алгебра - Учебник" по предмету Алгебра за 8 класс.
Aвторы:
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.
Задание
(Для работы в парах.) Зная, что \(m\) - целое число, найдите целые значения дроби: a) \(\frac{m^{2}-6 m+10}{m-3}\) б) \(\frac{(m-4)^{2}}{m-2}\). 1) Обсудите, какие преобразования надо выполнить, чтобы найти целые значения дроби. 2) Распределите, кто выполняет задание а), а кто - задание б), и выполните их. 3) Проверьте друг у друга, правильно ли выполнены преобразования и верно ли найдены целые значения дроби. Исправьте замеченные ошибки.