Алгоритм успеха
2018
Используя материал учебника и дополнительные источники информации, составьте таблицу "Противоречия реформ 1860-1870-х гг."
Реформа | Положения, способствовавшие прогрессивному развитию, носившие либеральный характер. | Положения, тормозившие развитие, консервировавшие старые порядки. |
Судебная реформа 1861-1864 гг. | Коронные судьи назначались правительством и занимались серьёзными уголовными преступлениями. Высшей кассационной инстанцией оставался Сенат. Впервые в России суд стал бессословным, равным для всех, а судьи - независимыми и несменяемыми. Судебный процесс сделался гласным (публичным) и состязательным. Появились особые чиновники судебного ведомства, которые вели предварительное следствие, изъятое из ведения полиции. |
Даже после реформы судебная система сохраняла некоторые черты сословного судопроизводства. Существовали духовный суд по делам церковным и военный - для военнослужащих. Царских сановников - сенаторов, членов Государственного совета, министров, генералов - за совершённые ими преступления судил Верховный уголовный суд, юрисдикция других судебных учреждений на них не распространялась. |
Реформа земского и городского самоуправления 1864 г. | Земские собрания и управы создавались в уездах и губерниях. Земства занимались вопросами народного образования, здравоохранения, местными путями сообщения, обеспечением продовольствием, сиротскими домами и приютами для престарелых. Земства объявлялись всесословными органами. Земские органы находились под неусыпным контролем и центральной, и местной власти - министра внутренних дел и губернаторов. | Правительство ввело земства в 34 из 78 российских губерний. Расходы земств покрывались за счёт особого сбора с населения, удовлетворявшего их потребности в лучшем случае на 60%. |
Реформы в сфере образования и цензуры | Александр II утвердил новый университетский устав. Устав восстанавливал автономию университетов - вводились выборность ректора, деканов и профессоров, а также экстерриториальность университетов: их территория теперь была неподвластна представителям администрации и полицейским чинам. Всеми учебными, научными и административно-финансовыми вопросами ведал Совет университета. Впервые получили доступ к высшему образованию женщины. В России открывались высшие женские курсы. В 1864 г. были приняты положения о начальных народных училищах, а также о гимназиях и прогимназиях. Они вводили принцип равенства при получении среднего образования представителями всех сословий и вероисповеданий. Гимназии были разделены на семиклассные классические и реальные. В первых упор делался на изучение классических языков - древнегреческого и латинского, окончившие их получали право поступать в университет без экзамена. В реальных гимназиях было увеличено количество часов, отводимых на изучение математики и естествознания. Император утвердил «Временные правила о печати», которые отменяли предварительную цензуру для сочинений объёмом не менее 10 печатных листов (160 страниц). Журналы и газеты могли быть освобождены от цензуры по усмотрению министра внутренних дел. |
Журналы и газеты могли быть освобождены от цензуры по усмотрению министра внутренних дел, при этом от них требовалось внести залог от 2.5 до 5 тыс. руб. В случае необходимости авторы, издатели, редакторы, а также книготорговцы отвечали за напечатанные материалы перед судом. Министерство внутренних дел имело право вынести периодическому изданию предостережение. После третьего предостережения издание могли подвергнуть штрафу, приостановить на полгода или закрыть. |
Военная реформа 1861-1874 гг. | Было решено сократить численность армии в мирное время и создать обученный резерв на случай войны. Согласно уставу о всеобщей воинской повинности 1874 г. всё мужское население страны в возрасте 20 лет подлежало призыву на военную службу, заменившему прежние рекрутские наборы. От воинской повинности освобождались народы Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера и некоторых местностей Кавказа, а также представители духовенства и ряда религиозных сект. Наличие образования существенно сокращало срок службы призывника. | Организация и вооружение войска требовали доработок. |
"Вертикаль - Учебник" по предмету История за 9 класс.
Волобуев О.В., Ляшенко Л.М., Симонова Е.В.
Используя материал учебника и дополнительные источники информации, составьте таблицу "Противоречия реформ 1860-1870-х гг."